Семейство гекконы или цепкопалые (Gekkonidae)
Одни из самых любимых и популярных обитателей домашних коллекций. Большинство гекконов имеют длину тела 10—18 см, но есть среди них и карлики. Так, Lepidoblepharis sanctaemartae имеет длину с хвостом всего 3,8 см, немногим крупнее Spaerodactylus elegans — около 4 см. Оба вида относятся к центрально- и южноамериканскому подсемейству Spaerodactylinae. Кстати, эти ящерицы, наряду с брукезиями, самые маленькие.
В Старом свете обитают гекконы-гиганты. Hoplodactylus delacourti, например, имеет длину 62 см, но, к сожалению, известен он лишь по музейному экземпляру. Найти других особей до сих пор не удалось. Возможно, вид вымер, хотя скрытный образ жизни в местах, куда не ступала нога исследователей, позволяет надеяться, что это не так. В тех же краях был вторично переоткрыт реснитчатый ракодактилус, и это произошло в конце прошлого века. Сейчас вид введен в культуру и стал настолько распространенным, что его рекомендуют начинающим любителям. Значительно мельче, около 37 см, новокаледонский гигантский бананоед (Rhacodactylus leachianus), но и он выглядит весьма внушительно. Еще чуть мельче токи.
В неволе при хороших условиях гекконы живут 6— 12 лет. Многие виды размножаются. В кладке обычно пара яиц, иногда одно, изредка больше. Чаще яйца покрыты известковой скорлупой, но встречаются и с кожистой. Нередко гекконы откладывают яйца в определенных местах, где постепенно накапливается большое количество скорлупок. Самки могут поедать скорлупу, восстанавливая таким образом недостаток кальция в организме. У нескольких видов рождаются живые детеныши.
Размеры террариумов, а также условия содержания зависят от видовых особенностей гекконов. Многие из них крайне неуживчивы и не терпят представителей своего, а порой и противоположного пола (кроме сезона размножения). При этом необязательно физическое воздействие на конкурента. Нередко вполне достаточно «морального»: животные низшего ранга отказываются от корма, забиваются в угол и на глазах «увядают».
“Ваш террариум”
Александр Николаевич Гуржий
Москва, “Вече” 2005г.